Добрый день уважаемые коллеги, руководители ресурсных центров и организаторы региональных этапов Всероссийских соревнований «ИКаР» и «ИКаРёнок»!
Учебно-методический центр образовательной робототехники РАОР начинает подготовку к Всероссийским соревнованиям «Инженерные Кадры России» сезона 2016-2017 учебного года.
С Положениями соревнований «ИКаР» и «ИКаРёнок» вы можете ознакомиться на официальном сайте соревнований http://икар.фгос.рф. в разделе /Положение/ и на образовательно-методическом портале ФГОС-ИГРА.РФ.
Приглашаем тренеров команд, организаторов и методистов Ресурсных центров ознакомиться с Положением и присоединиться к обсуждению. На сайте в разделе /Вопрос-ответ/ до 12 октября будет работать форум, на котором вы можете оставить комментарии, высказать рекомендации и пожелания к требованиям, условиям и механизму проведения соревнований. Также можно направить предложения на эл. почту: ikar-rf@mail.ru.
Тематика соревнований «ИКаР» сезона 2016-2017 года «Мобильный комплекс. В помощь фермеру» выбрана не случайна, так как одним их приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации является развитие сельского хозяйства.
На сегодняшний день большое значение придается созданию системы единого производственно-технологического цикла агропродовольственного производства, развитию взаимосвязанных звеньев единого технологического процесса: от производства сырья до сбыта готовой продукции. Меры, предпринимаемые государством в этом направлении направлены на обеспечение продовольственной независимости страны; повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках; развитию сельских территорий; экологизации аграрного сектора.
На сайте мы разместили 2 Положения. Первое – это Положение 2017 года, и 2 – Положение 2017 в сравнении с 2016 годом, в котором цветом выделены изменения и корректировки (для участников прошлого сезона).
|
«Кто изобрёл колесо неизвестно,
но используется оно повсеместно»
Тематика Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций «ИКаРёнок» для педагогов дошкольных образовательных организаций, воспитанников детских садов и родителей сезона 2016-2017 года определена преемственностью с соревнованиями «ИКаР» - «От детского сада до агропрома. Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста».
Тематика творческого проекта и конкурсных испытаний для детей дошкольного возраста связана с колесом и его применением в сельском хозяйстве - «Чудо техники – колесо».
Одним из самых удивительных изобретений является известное всем с раннего возраста колесо, признанное во всем мире одним из самых старых и самых важных изобретений человечества.
Повозка, гончарный круг, мельница, водяное колесо и блок — вот далеко не полный перечень устройств, в основе которых лежит колесо. Колесо заставило историю всего человечества сдвинуться по пути вперед и развиваться во много раз быстрее.
Каждодневно появляется множество изобретений, которые спустя небольшое время тут же заменяются другими, но значение колеса остается актуальным и по сей день. Ведь за весь свой полученный за тысячи лет опыт, человек, сумел бы изобрести нечто новое или усовершенствовать конструкцию привычной для нас вещи, работа которой основана на колесе.
Именно поэтому, значение колеса и его роли в разных сферах деятельности человека остается по сегодняшний день очень велика. Примером тому может послужить известная всем сказка В. Сутеева «Разные колёса», смысл которой заключается в том, что в умелых руках даже колеса разной величины могут пригодиться и стать полезными.
Эта история учит детей не судить о вещах по первому взгляду, а всегда стараться проявлять смекалку и фантазию, как сделали главные герои произведения.
Приглашаем ознакомиться с Положением на сайте и принять участие в обсуждении.
|
25 июня 2016 года в Иннополисе (г. Казань) в рамках Всемирной олимпиады по робототехнике (World Robot Olympiad, WRO) прошел финальный этап Всероссийских соревнований по робототехнике для дошкольников «ИКаРёнок». На церемонии открытия WRO участников грандиозного мероприятия приветствовали президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров.
Участниками финала ИКаРёнок стали 28 команд из 25 регионов страны. Все команды являются победителями региональных этапов соревнований. Республику Коми на общероссийских соревнования «ИКаРенок» представляла команда «МиРоБот» из МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Сыктывкара (Мирослава Крылова, Роман Есев, руководитель – Ирина Викторовна Виноградова). 20 мая 2016 года команда «МиРоБот» стала победителем Регионального этапа соревнований ИКаРёнок в Республике Коми и получила рекомендацию оргкомитета на участие в финале Всероссийского форума «ИКаРенок» в г. Казани в июне 2016 г.
Соревнования для юных инженеров проходили в два этапа. Во время «Защиты творческого проекта» команды дошкольников продемонстрировали на мероприятии различные устройства и конструкции на тему «Все профессии нужны, все профессии важны» с использованием образовательных наборов по робототехнике и подручного материала. В ходе творческой презентации ребята с увлечением рассказывали о своих моделях, используемых в них моторах и датчиках, программах управления ими. Кроме того, каждая команда вместе с руководителем представила судейской коллегии «Инженерную книгу» с подробным описанием этапов работы над проектом.
В рамках второго конкурсного испытания «Юный инженер» ребятам предстояло выполнить два задания. Команды должны были правильно и как можно быстрее собрать на пластине модель робота по образцу с использованием деталей LEGO, а также придумать и собрать модель робота из предложенного детям дополнительного материала (липучек, пластиковых крышек, коктейльных трубочек, цветной бумаги, резиновой пенки) и описать его назначение.
Команды успешно справились со всеми заданиями. Судьям было непросто определить победителей. Нужно было учесть всё: временные рамки, творческий подход, нестандартность мышления, слаженность работы команды.
По сумме баллов в номинации «Защита творческих проектов» заслуженное первое место получила команда «Затейливые пчелки» из Краснодарского края. Ребята представили производственную линию по изготовлению кондитерских изделий с начинкой. Второе место завоевал проект команды «Робо-Друг» из Ханты-Мансийского автономного округа. Дошкольники из ХМАО реализовали в своем проекте идею по автоматизированной проверке состояния газопровода. Третье место заняла команда «Морские волки» из Мурманской области (г. Мурманск). Свой проект они посвятили родному городу рыбаков и моряков и представили его в виде корабля. Приз зрительских симпатий достался команде «Прогресс» из Свердловской области. В своем проекте ребята реализовали инновационную модель шахты с лифтом, железной дорогой и подземными ходами, в которой полезные ископаемые добывают роботы.
В номинации «Инженерная книга» 1 место завоевала команда «Молния» из Чувашской Республики, 2 место - «Улыбка» из Пермского края и 3 место - «Прогресс» из Свердловской области.
По сумме баллов в номинации «Юный инженер» третье место заняла команда «Искатели» из Ивановской области, второе место - команда «Сайдыс» из Республики Саха (Якутия). Почетное первое место завоевала команда «МиРоБот» из г. Сыктывкар Республики Коми. Юные представители региона создали робота-зеркала, проявив при этом индивидуальность и оригинальность своего мышления.
В рамках финального этапа Всероссийских соревнований по робототехнике для дошкольников «ИКаРёнок» был проведен конкурс для педагогов «Опыт работы». В конкурсе приняли участие 13 педагогов. В рамках презентации опыта педагоги получили возможность ознакомиться с успешной деятельностью коллег из других регионов по использованию образовательной робототехники в работе с детьми дошкольного возраста. I место в конкурсе занял опыт работы на тему «Программист. От малого к большому» педагога Полегаевой Татьяны Николаевны из Свердловской области (руководитель команды «Прогресс»).
На долгожданной церемонии награждения победителями стали все «ИКаРята». Каждый участник получил кубок, медаль, наборы конструкторов Lego. Соревнования прошли на хорошем организационном уровне. Было организованно трехразовое питание для участников команд и приглашенных гостей, отлично подготовлена площадка для соревнований. В перерывах между конкурсами юных робототехников ждала интересная развлекательная программа.
|
20 мая 2016 года состоялся Второй Республиканский фестиваль образовательной робототехники. В КСЦ "Ренова" собрались более 120-ти команд из Сыктывкара, Воркуты, Усинска, Ухты, Печоры, Сыктывдинского, Сысольского и Усть-Вымского районов.
В рамках фестиваля в Сыктывкаре проходит одно из крупнейших мероприятий образовательной робототехники в России - Региональный этап Всероссийской Робототехнической Олимпиады – 2016. Также в рамках Фестиваля работают выставки робототехнического оборудования и творческих проектов школьников и студентов по робототехнике, организованы мастер-классы для детей по техническому творчеству.
"Когда мы в прошлом году, что называется, на ощупь проводили первый фестиваль, звучали пожелания сделать его ежегодным. Надеюсь, этот фестиваль позволит вам показать все, чему вы научились, на что вы способны", – обратилась к участникам и.о. министра образования и молодежной политики Республики Коми Светлана Моисеева-Архипова и высказала пожелание, чтобы республика пополнялась техническими специалистами.
Развитием и продвижением данного направления в Коми занимается созданный Министерством образования и молодежной политики на базе Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа Ресурсный центр образовательной робототехники и развития молодежного технического творчества. И это неслучайно. Ведь именно колледж обучает и затем выпускает студентов - будущих учителей начальных классов, воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования, которые со студенческой скамьи уже должны уметь работать с современным оборудованием, чтобы потом передавать свои знания и умения дошколятам и школьникам.
По словам директора Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа Дмитрия Беляева, кроме традиционных направлений, начиная с этого года, колледж совместно с Российской ассоциацией образовательной робототехники при поддержке Минобраза начал развивать уникальное в России направление по развитию в республике робототехники среди дошкольников по линейке соревнований "ИкаРенок".
"Важно, чтобы дети с малых лет знакомились с новейшими и перспективными технологиями. Тем самым колледж принимает активное участие в республике в построении той самой преемственности образовательных технологий между разными уровнями образования – дошкольным, основным и профессиональным", - отметил Д.Беляев.
Те детсадовцы, которые сегодня участвовали на фестивале, скорее всего, затем продолжат заниматься этим в школах. А потом, вполне вероятно, сохранят свой интерес к технике и при определении своей будущей профессии. "Конечно, по времени это всё вопросы, которые не могут быть решены одномоментно, и даже не за один-два-три года. Но, считаю, актуальные задачи обеспечения соответствующими квалифицированными педагогическими и инженерными кадрами в среднесрочной и долгосрочной перспективе начали решаться, в том числе, именно здесь и сейчас при организации и проведении подобных образовательных, соревновательных и показательных мероприятий", - рассказал директор колледжа.
Можно сказать, что колледжу, по поручению министерства и при его непосредственной поддержке, удалось в этом году создать соответствующую систему управления развитием образовательной робототехникой в Коми с организационной точки зрения. Создан Ресурсный центр, сформирована первичная материально-техническая база, базовый кадровый преподавательский и судейский состав, который прошел соответствующее повышение квалификации, налажены первые механизмы взаимодействия с городами и районами, другими образовательными учреждениями. На прошлой неделе колледж уже организовал и успешно осуществил повышение квалификации по программам робототехники 23-х уже работающих воспитателей в городе Ухта, на этой неделе - 15-ти сыктывкарских педагогов.
"Сыктывкарский гуманитарно-педагогическом колледж — это та площадка, которая всегда очень эффективно реализует проектные инициативы, в данном случае технической и ИКТ-направленности. Поэтому никаких сомнений не было в том, чтобы именно им поручить с этого года организационно-методическую работу по развитию направления образовательной робототехники в республике. И, как показывают первые результаты этой работы в текущем полугодии, колледж подошел к решению поставленных задач системно и комплексно", - отметила начальник отдела Министерства образования и молодежной политики РК Виктория Быстрова.
Наибольший интерес или, по крайней мере, умиление, вызывал у всех участников фестиваля как раз региональный этап Всероссийских соревнований "ИКаРенок". Этот турнир - первое и единственное соревнование по образовательной робототехнике для дошкольников в нашей стране. Удивительно, как пятилетние малыши умудряются создавать механизмы и конструкции, которые и не каждый взрослый сможет осилить.
На этих соревнованиях участвуют девять команд по три человека: два дошкольника и воспитатель. Интересно, что большая часть дошколят-икарят — девочки. Участники соревнований были преимущественно из Сыктывкара. Как отмечают организаторы, во многих муниципалитетах развитие технического творчества упирается в отсутствие финансирования и оборудования. С одной стороны, спрос на данное направление и у детей, и у их родителей есть, а приобрести соответствующие конструкторы не всегда есть возможность. Также пока недостаточна и учебно-методическая база – не хватает соответствующих методик и педагогических технологий. Кстати, в этом году Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж также начал работу по ее формированию.
На фестивале малыши представляли на суд жюри изготовленные из конструкторов механизмы. И защищали первую в своей жизни Инженерную книгу - проект, над которым они работали самостоятельно. Второй этап — прохождение творческих испытаний. Команды без воспитателей должны были выполнить три задания. Во-первых, собрать согласно инструкции определенную модель. Второе испытание требует фантазии: нужно было создать продукт из конкретного количества деталей, например, космическое чудовище. Последний конкурс — из бросовых материалов сделать что-то красивое и интересное.
"Все проходит в творческой и непринужденной форме. Организаторы постарались сделать так, чтобы детям было комфортно, и они не волновались насчет испытаний", - отметила руководитель Регионального ресурсного центра образовательной робототехники и развития молодежного технического творчества Ольга Кандалова.
В итоге самыми технически подкованными и изобретательными малышами стали Сергей Зайцев и Роман Есев под руководством Ирины Виноградовой, представляющие Центр раннего развития детский сад №111. Теперь им предстоит защищать честь республики на российском финале в Казани в конце июня.
Региональный этап соревнований "ИКаРенок" прошел при поддержке Некоммерческого партнерства “ИТ-Ассоциация Республики Коми”, банка ВТБ24 и компании МТС.
Подробнее: http://komiinform.ru/news/135258/
© ИА «Комиинформ»
|