Ваш ребёнок теперь студент! Впереди у вчерашнего абитуриента новая и интересная студенческая жизнь.
Но расслабляться еще рано – именно первый курс обучения является наиболее трудным, когда студент остро нуждается в семейной поддержке. Это связано с тем, что в личности и характере первокурсника происходят серьезные изменения, он проходит период адаптации. С одной стороны, он уже взрослый человек, а с другой, все-таки – вчерашний школьник. И эта двойственность статуса накладывает отпечаток на характер и на все поступки молодого человека. Известно, что успех студентов в обучении во многом зависит от того, насколько эффективным был адаптационный период в новых образовательных условиях.
Больше половины студентов имеет предрасположенность к импульсивности, тревожности, что может повлиять на учебный процесс. Такие результаты студенты могут транслировать в связи с периодом адаптации, так как они поменяли свое социальное окружение, вступили в новые роли.
Чтобы эффективно поддержать студента в сложный период, родителям необходимо понимать, с какими трудностями он сталкивается. И поддержать их в период адаптации, ведь вашим первокурсникам предстоит:
Осознать себя в новом качестве («Я – студент»);
Влиться в новый студенческий коллектив;
Найти общий язык с новыми преподавателями;
Разобраться в новой ситуации обучения и привыкнуть к ней.
Как помочь первокурснику быть успешным в учебном процессе?
Первые полтора – два месяца после начала учебного года нужно дать новоиспеченному студенту возможность самостоятельно выстроить свой учебный процесс. Он попал в новые условия, и требуется время, чтобы в них сориентироваться. Если спустя пару месяцев после начала учебного года первокурсник не проявил достаточно самостоятельности и ответственности, чтобы не погуливать занятия и вовремя к ним готовиться, то необходимо повлиять на ситуацию.
Вы можете объяснить ему, что учеба в профессиональном учебном заведении требует от студента гораздо больше самостоятельности, чем учеба в школе. Следует учитывать, что если в первый год профессионального обучения были запущены базовые дисциплины, то изучение других предметов на более старших курсах будет начинаться с непонимания.
Регулярно давайте возможность своему ребенку пробовать себя в роли преподавателя – учить Вас тому, чему он учится сам. Это отличный прием, который помогает в развитии учебной мотивации! Интересуйтесь темами, которые изучает Ваш студент, задавайте вопросы, вступайте в обсуждение. Рассказывая услышанный на лекции материал, человек более глубоко осмысливает его и лучше запоминает. Покажите своему ребенку, какой авторитет он приобрел в Ваших глазах, и он будет стремиться его поддерживать. Такие беседы способствуют формированию доверительных взаимоотношений между детьми и родителями. Кроме того, Вы действительно узнаете много всего интересного.
Помните, что первый год обучения – самый важный, т.к. именно в это время происходит формирование основных учебных навыков, закладка базовых знаний. Таким образом, на первом курсе Вашему ребенку нужно как можно больше сил и времени отдавать учебе, чтобы в последующем иметь возможность спокойно, безболезненно сочетать учебу с личной жизнью, досугом и другими сферами жизни.
Вне зависимости от того, на какое расстояние уезжает первокурсник, помните о том, что связь возможна через Интернет, телефон, социальные сети. Конечно, вы будете скучать и очень переживать за своего ребёнка. Но вы не потеряете связь с ним.
Для того чтобы, процесс адаптации проходил менее болезненно, следует следить за тем, чтобы ваш ребенок:
соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, необходим 8- часовой сон;
правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени;
поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену;
учился больше работать самостоятельно.
Будьте внимательны к тем изменениям, которые замечаете в своем ребенке. Обязательно поддерживайте связь с классным руководителем. Тогда вы будете в курсе успехов своего ребенка, знать о трудностях, которые у него возникают. Вы сможете в сотрудничестве быстро и эффективно решить возникающие трудности. Контролируйте посещаемость и успеваемость на протяжении всех лет обучения. Поддерживайте своего ребенка, верьте в его успехи и победы, у него все обязательно получится!
Ваш ребенок взрослеет, перед ним много соблазнов, ему могут предложить сигарету, алкоголь, и даже наркотик во дворе, на дискотеке, в гостях у друга и т.п. Вы не в силах исключить возможность этого и всегда должны быть готовы к такому развитию событий. Это не означает, что надо постоянно ждать и бояться. Быть готовым — значит, в случае возникновении таких проблем, спокойно её проанализировать и грамотно спланировать свои действия.
Помните! Если отношение к алкоголю, табаку и наркотикам не сформируете вы, то это обязательно сделают сверстники. Но вы уверены в том, что подросток получит правильную информацию?
Готовясь к разговору с подростком на эти темы, очень важно выбрать «фундамент», на котором следует построить вашу беседу. Объясните, что, приближаясь к наркотикам, человек утрачивает всякую самостоятельность. С этого момента то, что он будет делать, когда и как, - уже в большой степени зависит не от него самого. Он становиться заложником и превращается в товар. Не стоит основывать свою аргументацию на «вреде физическому и психологическому здоровью». Подросток не услышит вас, потому что здоровье для большинства из них просто данность и «если ты будешь курить, то можешь заболеть раком лёгких» - им просто не понятно.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, если
подросток начинает пропускать уроки, падает успеваемость;
появляются друзья, о которых не рассказывает;
раздражается до ярости;
уходит от контакта с родителями;
отключает телефон;
залезает в долги.
Куда можно обратиться родителям
Если самостоятельно, в силу различных причин, вам не предоставляется возможным найти общий язык с ребенком и все возможные методы и разговоры не имеют своего действия, если вы заметили некоторые признаки или один ярко выраженный признак и не уверены, как вам следует поступить, вы можете обратиться классному руководителю, педагогу-психологу или социальному педагогу, к психологу центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (центра ППМС помощи), городскую службу психологической помощи, на «телефон доверия». Консультация профессионала поможет ребенку и вам разобраться в себе, в ваших взаимоотношениях и наладить отношения.
Всероссийский детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно): 8-800-2000-122. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.
Горячая линия «Ребёнок в опасности» Следственного комитета РФ. Бесплатный, круглосуточный номер телефона: 8-800-200-19-10.
Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09:00 до 18:00 по рабочим дням): 8-800-250-00-15.
Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете. Сайт: http://detionline.com/helpline/about.
Федеральная горячая линия по вопросам наркомании и алкозависимости (бесплатно, круглосуточно): 8-800-700-50-50. Опытные психологи окажут помощь по вопросам лечения нарко- и алкозависимости, детоксикации, реабилитация иресоциализации.
Здоровая Россия. Проект Министерства здравоохранения РФ. Бесплатная горячая линия: 8-800-200-0-200. Консультации по вопросам здорового образа жизни, отказа от курения табака, употребления алкоголя и наркотиков. Сайт проекта: http://www.takzdorovo.ru/.
В колледже работает «Родительский телефон»
Корпус № 1: 8 (8212) 32-83-47
Корпус № 2: 8 (8212) 31-22-52
Вы можете оставить информацию и высказать свои отзывы и пожелания по
совершенствованию учебно-воспитательного процесса в колледже, оставить
предварительную заявку для разговора с классным руководителем, преподавателем,
воспитателем общежития, администратором колледжа по проблемам успеваемости и
посещаемости занятий своего ребенка, графика учебного процесса или расписания
занятий, получить информацию о проживании студента в общежитии, сообщить о
вынужденном пропуске занятий вашим сыном или дочерью.
Время работы:
Будние дни: с 14:00 до 16:00
Суббота, Воскресенье: выходной
В основе работы «Родительского телефона» лежит процесс изучения родительского мнения.
Это позволяет педагогическому коллективу своевременно реагировать на решение
проблем в учебно-воспитательном процессе.
Методические материалы для родителей/законных представителей студентов