Особую роль в процессе становления личности в процессе обучения играет классный руководитель. В колледже он имеет несколько отличную позицию от школьного воспитателя или вузовского куратора: логика деятельности классного руководителя в колледже заключается в переходе от опеки на первом курсе к организации студенческого самоуправления, проявлению максимальной ответственности за себя и свои поступки, формированию профессиональных компетенций на последующих этапах обучения.
Работа классного руководителя в условиях ССУЗа имеет свою специфику. Это, прежде всего:
необходимость адаптации студентов первого курса к новой образовательной среде;
различный уровень профессиональной мотивации обучающихся;
различия в уровне школьной подготовки;
специфика организации учебного, производственного и воспитательного процесса в колледже;
проживание студентов отдельно от родителей, в общежитии.
Успех деятельности классного руководителя во многом зависит от четкого осмысления и определения основных направлений деятельности, от оптимального выбора форм и методов воспитания, значительно повышающих адаптацию первокурсников к новой социальной среде, эффективность образовательного процесса. Особая роль принадлежит здесь творческому процессу, организуемому в учебной и внеучебной деятельности. Он выступает в качестве основы для достижения необходимого уровня активности в познавательной деятельности, а также создания межличностных отношений, позволяющих снять проблемы социальной адаптации студентов в группе. Развитие творческого потенциала студента связано не только с решением проблемы адаптации к колледжскому обучению, но и со становлением его как личности.