| Социально-педагогическое отделение |
Виды практик на специальностях «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и «Преподавание в начальных классах» |
Учебная практика «Полевая практика»
Полевая практика проводится на базе ГПОУ СГПК имени И.А. Куратова. В период прохождения данного вида практики студенты выполняют учебные задания, направленные на осознание роли учителя начальных классов в области естествознания.
Учебная практика по природоведению и основам селоскохозяйственных знаний является продолжением МДК.01.05. Естествознание с методикой преподавания. Помимо дополнительных теоретических знаний по землеведению и краеведению, ботанике и зоологии обучающиеся знакомятся с некоторыми явлениями и закономерностями природы, приобретают навыки работы в полевых условиях (оформление наблюдений, методика сбора материалов, создания коллекций и т.д.), учатся работать с различными приборами и ориентироваться на местности. На проведение полевой практики выделено ограниченное время (в 4 семестре: 1 неделя (36ч.) для студентов), поэтому требуются строгий отбор объектов наблюдения и четко продуманная методика проведения экскурсий. Объекты наблюдений должны соответствовать программам начальной школы по ознакомлению с окружающим миром и природоведению.
Работа каждого обучающегося отражается в дневнике учебной практики, который заполняется им в соответствии с указаниями преподавателя.
Комплексный характер практики позволяет показать обучающимся диалектику взаимосвязей в природе, выработать у них убежденность в необходимости бережного отношения к природе, её охраны и умножения природных богатств.
Основные формы работы: экскурсии, фенологические наблюдения, практическая и самостоятельная работа.
Учебная практика «Формирование первичных педагогических умений преподавания дисциплин начальной школы»
Цель практики: формирование первичных педагогических умений в процессе планирования, организации, проведения, анализа пробных уроков и занятий, ведения документации; развитие творческого отношения к педагогической деятельности.
Задачи практики: Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения МДК.
К практике «Формирование первичных педагогических умений преподавания дисциплин начальной школы» студент должен знать:
- психологические особенности младших школьников, психологию обучения младших школьников;
- теоретические основы предметов, изучаемых в начальной школе;
- методики и технологии обучения предметам курса начальной школы;
- дидактические основы урока и пути повышения его эффективности;
- санитарно-гигиенические требования к проведению урока.
Производственная практика «Пробные уроки и занятия»
Цель практики: «Пробные уроки и занятия» - формирование у обучающихся профессиональной компетентности в процессе планирования, организации, проведения, анализа пробных уроков и занятий, ведения документации; развитие творческого отношения к педагогической деятельности.
Задачи практики: Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения МДК.
К практике «Пробные уроки и занятия» студент должен знать:
- психологические особенности младших школьников, психологию обучения младших школьников;
- теоретические основы предметов, изучаемых в начальной школе;
- методики обучения предметам курса начальной школы;
- дидактические основы урока и пути повышения его эффективности;
- санитарно-гигиенические требования к проведению урока.
Программа деятельности студентов в ходе практики:
- наблюдение за учебно-воспитательным процессом и анализ его результатов;
- изучение методов, приемов и средств проведения уроков, занятий. А также способов руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- изучение и использование в работе вариантов учебных планов и программ обучения;
Подготовка проведения и анализ пробных уроков в разных классах начальной школы, по всем учебным предметам, по которым в процессе теоретической подготовки прослушаны соответствующие методики обучения.
Производственная практика «Первые дни ребенка в школе»
Цель практики «Первые дни ребенка в школе» - знакомство с особенностями периода адаптации ребенка в школе.
Задачи практики:
- Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения МДК
- Знакомство студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в первые дни обучения ребенка в школе.
- Изучение особенностей и специфики первых уроков, их содержание и методики.
- Знакомство студентов с работой общеобразовательного учреждения по приему первоклассников, ведению документации (запись детей в школу, первичное выявление их готовности к обучению, комплектование классов, общая характеристика нового контингента).
- Создание представления о работе учителя с родителями первоклассников.
- Продолжение формирования исследовательских умений, связанных с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе.
- Создание представлений о преемственности в работе дошкольных и общеобразовательных учреждений, семьи и школы.
- Совершенствование аналитических умений студентов.
- Знакомство студентов с особенностями диагностики школьной зрелости.
- Продолжение формирования практических умений.
Учебная практика «Инструктивный лагерный сбор»
Это одна из форм практической подготовки студентов к летней практике. В рамках подготовки к летней практике студенты приобретают первоначальный практический опыт воспитательно-оздоровительной работы с детьми в летний период, у студентов формируются практические профессиональные умения в организации внеурочной деятельности детей в соответствии с возрастом, создаются условия для самообразования и самореализации.
Цель учебной практики: освоение различных технологий организации воспитательно-оздоровительной работы с детьми в летний период.
Задачи учебной практики:
- формирование мотивационно-ценностного и творческого отношения к будущей деятельности в качестве вожатого;
- овладение содержанием и методикой различных форм работы с детским и юношеским коллективом в условиях лета;
- развитие демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы, творческих способностей и возможностей студентов;
- формирование практических умений организовывать внеурочную деятельность детей в соответствии с возрастом;
- формирование профессиональных и общих компетенций, а также профессионально-личностных качеств педагога;
- обучение студентов творческому применению на практике знаний, полученных при изучении ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.
Производственная практика «Летняя практика»
Производственная практика «Летняя практика» является одним из этапов практической подготовки будущего учителя, в ходе которого осваивается многофункциональная деятельность педагога.
Базой практики могут быть общеобразовательные учреждения разных типов, общеобразовательные учреждения дополнительного образования детей, социально-психологические центры, детские дома, загородные, детские оздоровительные лагеря, центры, летние детские площадки.
Цель производственной практики: закрепление, расширение и углубление профессионально-педагогических знаний, совершенствование психолого-педагогических умений, приобретенных в период теоретического обучения и предшествующих видов практики.
Задачи производственной практики:
- приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским или юношеским коллективом, отдельным ребенком в условиях летних каникул;
- овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной, воспитательной и профилактической работы в летний период;
- охрана жизни и здоровья детей;
- самостоятельное применение методов психолого-педагогического исследования;
- развитие творческого потенциала студента на основе индивидуальной и коллективной профессиональной деятельности;
- формирование профессиональных и общих компетенций, а также профессионально-личностных качеств педагога.
Производственная практика «Внеурочная деятельность»
Цель практики «Внеурочная деятельность» - формирование у обучающихся профессиональной компетентности в процессе планирования, организации, проведения, анализа внеурочных занятий, ведения документации; развитие творческого отношения к педагогической деятельности.
Задачи практики:
Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения МДК.
Овладение студентами практическим опытом:
- анализа планов и организации внеурочной работы в рамках предметов «Русский язык и литературное чтение»; «Математика»; «Окружающий мир»;
- определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы по русскому языку и литературному чтению; математике; окружающему миру;
- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
- наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;
- ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;
Овладение студентами умениями:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности;
- определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;
- составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии санитарно-гигиеническими нормами;
- использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- планировать ситуации, стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;
- мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;
- планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими);
- подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;
- использовать различные методы и приемы обучения;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;
- выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся;
- составлять индивидуальную программу работы с одаренными детьми;
- применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия);
- вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
- анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;
Учебная практика «Формирование первичных педагогических умений по внеурочной деятельности»
Цель практики: формирование первичных педагогических умений в процессе планирования, организации, проведения, анализа внеурочных занятий, ведения документации; развитие творческого отношения к педагогической деятельности.
К практике «Формирование первичных педагогических умений по внеурочной деятельности» студент должен знать:
- психологические особенности младших школьников, психологию обучения и воспитания младших школьников;
- методики организации и технологии проведения внеурочных занятий;
- дидактические основы внеурочного занятия и пути повышения его эффективности;
- санитарно-гигиенические требования к проведению внеурочного занятия.
Производственная практика «Воспитательная работа на детской пришкольной площадке»
Цель практики: формирование у студентов профессиональной компетентности в процессе планирования, организации и анализа внеурочных мероприятий, а также других форм деятельности детей на детской пришкольной площадке, развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду.
Задачи практики:
- Совершенствование умений и навыков наблюдения за воспитательным процессом и анализа его результатов.
- Овладение студентами методами, приемами и средствами проведения внеурочных мероприятий, умениями руководства познавательной и творческой деятельностью школьников в соответствии с их возрастными особенностями.
- Обучение студентов творческому применению на практике знаний, полученных при изучении МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя (специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах); МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании).
Производственная практика «Классное руководство»
Цель практики: подготовка студентов к целостному выполнению функций классного руководителя, формирование системно-деятельностного подхода к педагогической деятельности.
Задачи практики:
- Овладение студентами умениями планировать и вести воспитательную работу в классе, в кружке, с отдельными детьми.
- Накопление представлений о характере и содержании воспитательной деятельности и функциональных обязанностях классного руководителя.
- Освоение основных форм внеклассной воспитательной работы с учетом специфики образовательных учреждений разного типа.
- Овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
- Изучение отдельных учащихся и составление характеристики.
- Освоение методов диагностики уровня воспитанности учащихся.
- Наблюдение и проведение индивидуальной работы с родителями отдельных детей.
- Углубление и закрепление теоретических знаний студентов в области дисциплин психолого-педагогического цикла и общекультурного блока; МДК.03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя.
- Формирование и развитие у будущих учителей педагогического компетентного сознания, профессионально значимых качеств личности.
- Формирование индивидуального стиля деятельности.
- Развитие потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.
Учебная практика «Формирование первичных педагогических умений классного руководителя»
Цель практики: подготовка студентов к целостному выполнению функций классного руководителя, формирование системного подхода к педагогической деятельности.
Задачи практики:
- Овладение студентами умениями планировать и вести воспитательную работу в классе, в кружке, с отдельными детьми.
- Накопление представлений о характере и содержании воспитательной деятельности и функциональных обязанностях классного руководителя.
- Освоение основных форм внеклассной воспитательной работы с учетом специфики образовательных учреждений разного типа.
- Овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
- Изучение отдельных учащихся и составление характеристики.
- Освоение методов диагностики уровня воспитанности учащихся.
- Углубление и закрепление теоретических знаний студентов в области дисциплин психолого-педагогического цикла и общекультурного блока; МДК.03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя.
- Формирование и развитие у будущих учителей педагогического компетентного сознания, профессионально значимых качеств личности.
- Формирование индивидуального стиля деятельности.
- Развитие потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.
Учебная практика «Методическое обеспечение учебного процесса»
Должны иметь практический опыт:
- анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательных стандартов начального общего образования, примерных программ начального общего образования с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся;
- оформления портфолио педагогических достижений;
- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участия в исследовательской и проектной деятельности;
Учебная практика «Показательные уроки и занятия»
Цель практики «Показательные уроки и занятия»: иллюстрация приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса параллельно с изложением соответствующих разделов междисциплинарных курсов профессиональных модулей; приобретение и совершенствование профессиональных компетенций.
В ходе практики «Показательные уроки и занятия» студенты:
- Знакомятся с передовым педагогическим опытом учителей школ.
- Составляют представление об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в зависимости от типов школ (классов).
- Знакомятся с различными видами и типами уроков.
- Наблюдают за организацией урока, его этапами.
- Наблюдают за подготовкой учащихся к педагогическому воздействию и взаимодействию.
- Наблюдают за деятельностью учителя как организатора учебно-воспитательного процесса.
- Наблюдают за деятельностью детей, их творческой активностью
- Наблюдают осуществление учителем функции целеполагания и планирования.
- Понимают значимость диагностики в постановке задач, в выборе структуры, содержания урока.
- Анализируют деятельность учителя с точки зрения формирования на уроке знаний, умений, навыков учащихся.
- Составляют представление о разных видах анализа уроков и занятий.
- Определяют психолого-педагогические особенности учащихся данного класса.
- Составляют представление об особенностях учебно-воспитательного процесса в коррекционно-развивающих классах.
Преддипломная практика
Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы) в организациях различных организационно-правовых форм.
Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего учителя и проходит в сроки, определенные учебным планом. К ней допускаются студенты, которые успешно выполнили все предшествующие виды педагогической практики.
Цель практики:
- Осуществление самостоятельно профессиональной деятельности.
- Совершенствование профессионального мастерства.
- Выявление уровня квалификационной подготовки выпускника.
Задачи практики:
- Совершенствование умений по организации учебной и воспитательной деятельности учащегося на основе знаний современных образовательных технологий и разных типов учебных программ.
- Формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней.
- Развитие интересов к самооценке, самодиагностике, самоанализу уровня сформированности практического опыта, педагогических умений и знаний с учетом современных задач и тенденций педагогической деятельности.
- Совершенствование уровня методической подготовки выпускника для достижения профессиональных и общих компетенций.
- Приобщение к опыту работы учителя класса.
- Ознакомление с условиями деятельности школы, педагогическим коллективом, общественными детским и юношескими организациями, функционирующими в школе или по месту жительства детей, материально-техническим обеспечением учебно-воспитательного процесса.
- Ознакомление с работой методических объединений учителей начальных классов, совета школы.
- Изучение работы школы с родителями.
- Совершенствование проектно-исследовательских, информационно-коммуникативных умений студентов.
|