13 декабря 2019 года преподавателями и студентами специальности «Музыкальное образование» подводились итоги Года Театра, официально утвержденного в РФ. Идея проведения мероприятия принадлежит Лаврик Г.Г., которой был разработан и сценарий. Для его реализации были подключены преподаватели разных дисциплин и профессиональных модулей, а также студенты, которыми исследовались необходимые для будущей практической деятельности аспекты по заявленной теме.
В первой части лекции Лаврик Г.Г. было раскрыто содержание театрального марафона, проводившегося в рамках Года театра и культурно-просветительских проектов, проведенных к 180-летнему юбилею со дня рождения М.П.Мусоргского. Малахова А.Н. познакомила с театральными традициями российских дворян ХIХ века и осветила содержание жанра «картинка» в разных видах искусств. Студенткой 631 группы Истоминой А.были раскрыты истоки театральности музыки М.П. Мусоргского и история создания фортепианной сюиты «Картинки с выставки», как одного из ярких свидетельств проявления театрального мышления композитора.
Вторая часть лекции была направлена на анализ театральных приемов М.П. Мусоргского в музыке сюиты. Особого уважения заслуживает подготовка исполнителей-иллюстраторов, поскольку данное произведение, входящее в «Золотой репертуар пианистов», является сложным в техническом воплощении.
Отметим важные для понимания драматургии программного содержания сюиты пьесы, исполненные в ходе лекции:
«Прогулка» и «Богатырские ворота» (Гордеев А.Е.);
«Гном» (Кабачевская С., студентка 2 курса);
«Старый замок» (Короп Л., студентка 4 курса);
«Балет невылупившихся птенцов» (Кириленко С., студентка 3 курса);
«Катакомбы», « С мертвыми на мертвом языке» (Киселева Л.Ф.);
«Избушка на курьих ножках» (Хуторцова Т.В.).
Интерактивность лекции обеспечивалась диалогамис иллюстраторами-студентами (комментариик трактовке содержания пьес сюиты и выделение в них конкретных инструментальных приемов театрального воплощения образовс их показом на инструменте)и слушателями, которые имели возможность выступить со своими замечаниями и вопросами по ходу проведения мероприятия.
Необходимо отметить, что выбор такой (интерактивной) формы организации лекции-концерта обоснован педагогической направленностью образовательного процесса будущих педагогов-музыкантов в ГПОУ «СГПК». Поэтому в его проведение была включена демонстрация процесса интонационного моделирования как приема, направленного на активное восприятия детьми театральности музыкального языка композитора (П. Баранова и С. Кириленко, руководитель –Усачева Т. Ю.).
Лаврик Г.Г., в течение всего мероприятия обращалась к цитатам выдающихся исполнителей произведения и музыковедов для осмысления содержания,и приводила примеры интерпретации в разных видах искусств для подтверждения масштабного замысла композитора. Так, при анализе пьесы «Гном» была продемонстрирована трансформация образа в версии аниматора Тэдзука Осаму (электронная интерпретация музыки Исао Томита).
В завершение лекции были даны рекомендации к ознакомлению слушателей с разными исполнительскими версиями сюиты и исследовательскими материалами на эту тему.
По отзывам преподавателей и студентов, данное событие не оставило равнодушных благодаря насыщенности информацией, ее философским и духовно-нравственным наполнением, позволившим осознать ценность масштабного содержания сюиты «Картинки с выставки».