Новости

М. Сопова. Виртуальные экскурсии Музея игрушки как средство формирования празднично-игровой культуры старших дошкольников

В статье рассматривается проблема формирования празднично-игровой культуры старших дошкольников средствами музейной педагогики. Инструментом формирования данного вида культуры у детей выступают виртуальные экскурсии музея игрушки. В статье дается краткий обзор различных подходов к понятию «праздника» и «празднично-игровой культуры». Выявлена и обоснована необходимость использования виртуальных экскурсий в процессе работы с детьми и их родителями. На основе проведенного исследования автором предлагается внедрение музейно-образовательной программы «Праздник детства начинается с игрушки».

Ключевые слова: Празднично-игровая культура, виртуальные экскурсии, игрушки, старшие дошкольники, музей игрушки.

M. Sopova. Virtual excursions of the Museum of toys as a form of festive - game culture older preschoolers

The article discusses the problem of the formation of a festive - game culture older preschoolers means museum education. Tool for creating this type of culture in children are the virtual excursions of the Toy Museum. The article provides a brief overview of the different approaches to the concept of "holiday" and "festive-game culture." Identified and justified the need for a virtual excursions in the work with children and their parents. Based on the research the author suggests the introduction of the museum and educational program "The holiday begins with childhood toys."
Keywords: Festive-game culture, virtual excursions, toys, older preschoolers, Toy Museum
 

«Вне культуры

существование человечества на планете

лишается смысла»

Д.С. Лихачев

У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением был и остается праздник. Праздник не раз являлся предметом научного изучения. Опыт в этом накоплен немалый, но он распылен по различным отраслям знаний: этнографии, фольклористике, искусствоведению, социологии, теории культуры, а также в опыте творческих работников – театроведов, дизайнеров и т.д. Однако полных и исчерпывающих ответов на такие основополагающие вопросы как сущность праздника, его место и роль в развитии культуры и искусства, его связь с другими сторонами общественной жизни, пока нет. Поэтому потребность в теоретических работах о празднике актуальна и сегодня.

Психология празднично-игрового поведения старших дошкольников является важным и малоисследованным объектом психологических исследований. Праздник как явление жизни изучался до сих пор преимущественно как социально-художественное явление, в то время как для психологии важно исследовать особенности праздничного поведения, раскрывающие многие значимые черты психологии человека, психологической культуры личности, личностные особенности взаимосвязи самовыражения и развития личности, развития личности как субъекта празднично-игровой культуры.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Проблема праздника не нова. Многоаспектность содержания данного феномена отражает уровень его изученности. Праздник не раз являлся объектом изучения таких наук, как социология, этнография, фольклористика, философия, искусствоведение.

Феномен праздника представляет собой сложное и многогранное явление. Проникнуть в сущность праздника и объяснить его роль в культуре и общественной жизни, руководствуясь какой-то одной позицией, невозможно. Вбирая в себя опыт культуры и искусства, праздник предстает как сложный синтез, по-своему использующий различные виды художественной деятельности.

Разнообразие на рынке «праздничного предложения» свидетельствует о том, что праздник ищет новые механизмы для своей реализации и может рассматриваться как следующий этап его эволюции, а, следовательно, и как новая эра в его осмыслении. В связи с этим актуально обращение к феномену праздника.

Определяя актуальность нашей темы, мы исходим из того, что необходимым условием развития личности старших дошкольников является пространство человеческой культуры. Важную роль в реализации предназначения культуры играет Музей игрушки. В условиях адекватного психолого-педагогического сопровождения Музей предоставляет старшему дошкольнику дополнительные возможности освоения, как самих реальностей человеческого существования, так и специфических способов преодоления музейной опосредованности культуры. Это особенно актуально для ребенка, изначально не имеющего соответствующего культурного опыта, и для Музея игрушки, традиционно имеющего детскую аудиторию.

Сегодня в образовательных учреждениях имеется множество музеев различной направленности. В ГАОУ СПО РК СГПК имени И.А.Куратова есть три музея: Музей истории колледжа, Музея дошкольного образования Республики Коми и Музей игрушки.

Музей игрушки существует с 2006 года. Он функционирует автономно как подразделение в структуре Центра дополнительного образования колледжа. Музей игрушки выступает средством социализации и образования дошкольников и школьников, средством их развлечения, организации детского и семейного досуга, средством демонстрации общих интересов представителей разных поколений и важным фактором формирования празднично – игровой культуры детей.

Цель работы Музея: собирать, сохранять и выставлять игрушки разных видов и стран, как драгоценные вещественные свидетельства культурного развития человеческого общества. Здесь имеются игрушки из дерева, воска, папье-маше, пластика, целлулоида, фарфора, ткани и других материалов, выполненные как фабричным, так и кустарным производством.

Музей регулярно проводит тематические выставки. Образцы игрушек на различные темы, их созерцание и их история способствуют развитию культурной и этнической идентичности и толерантности как детей, непосредственно включающих игрушки в игровую деятельность, так и взрослых, относящихся к игрушкам как атрибутам культуры. Во время экскурсии посетители знакомятся как с отечественными, так и зарубежными игрушками из Германии, Коста-Рики, Кубы, Мексики, США, Японии.

Музей посещают разные категории граждан: дошкольники, школьники, студенты, ветераны, педагоги и специалисты социально-педагогической сферы, родители и многие другие. Люди каждого из ныне живущих поколений – и родители, и бабушки с дедушками, и прабабушки, родившиеся на пороге прошлого века, - находят здесь предметы игрушечного мира своего детства. Музей игрушки традиционно можно отнести к «музеям для детей», позволяющим представить культуру в той наиболее близкой реальности, которой для ребенка является игра. Посещение музея игрушки охотно включается педагогами и родителями в систему воздействий на ребенка. Игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка. Приобщение ребенка к предметному миру культуры через игрушку требует от экскурсовода не только обширных знаний, но и владение методикой музейной педагогики.

Музейная педагогика значительно расширяет возможности педагога в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей и взрослых к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, в качестве которых выступают игрушки, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Осмыслению этой проблемы в контексте обращения музея к ребенку способствует современное музейно-педагогическое движение, в рамках которого разрабатываются практико-ориентированные проекты, накапливается опыт взаимодействия с другими культурно-образовательными институтами, в частности и с детскими садами и общеобразовательными школами.

Одной из важных задач работы Музея игрушки является создание и проведение интерактивных мероприятий и виртуальных экскурсий. В современном мире роль виртуального музея увеличивается, так как происходит виртуализация человеческого сознания в целом. Познавательные занятия – экскурсии помогают ребенку, «оторванному» географически от музейных центров, стать творческой личностью и формируют у него систему ценностей вне зависимости от того, находится он в реальной музейной экспозиции или в виртуальной.
«Модель мира любого человека, даже маленького ребенка, доступна для внешнего восприятия только при том условии, что она каким-то образом воплощена, «овнешнена», материализована – в виде рассказа, рисунка, поступка и т.п.» [2, С.12].

Вот здесь очень актуальным приемам в работе с детьми выступают виртуальные экскурсии, которые предполагают использование мультимедиа аппаратуры. Когда ребята находятся в затемненном помещении и видят на экране яркую картинку, то возникает «эффект телевизора» привычный детям, и они, чувствуя себя свободно, не стесняются обсуждать увиденное. Данный вид экскурсий интересен многообразием предложенных форм (видеоклипы, фрагменты мультипликационных фильмов, мультимедиа презентации). Они популярны в своем изложении и несут не только элементы зрелищности и развлекательности, но и способствуют расширению общего кругозора ребенка, а участие в празднике дает ему полную возможность раскрыть свой творческий потенциал и освоить традиции празднования того или иного праздника.

Развитие видеокомпьютерных технологий видится одним из главных направлений решения проблемы передачи, обработки и освоения информации. Они играют троякую роль: образуют новую информационно-визуальную среду, видоизменяют взаимодействие человека с природой и культурным наследием, формируют новые алгоритмы представления, осмысления и преобразования мира [1, С.17].

Создание виртуальной реальности, раскрывающей специфику музейной коммуникации в широком социокультурном контексте, способствует осуществлению и визуализации встреч, диалога образов вопросов, идей, мыслей, чувств, психических реакций человека [3, С.99].

Восприимчивость детей к компьютерным технологиям позволяет использовать полученный ими новый визуальный опыт в образовательных целях. Музей игрушки, развивающий как просветительскую, так и образовательную функции, заинтересован в привлечении новых средств, позволяющих приобщить маленьких зрителей к интерактивному диалогу с музейными экспонатами и пробудить в них творческую реакцию на увиденное.

Именно такая система дополнительного образования позволяет включить каждого ребенка в сферу социокультурных процессов, способствует формированию информационной культуры личности юных посетителей, формирует празднично-игровую культуру.

Руководителем Музея совместно со студенческим активом было проведено теоретико-практическое исследование по данной проблеме. Для выявления представлений детей о празднике мы использовали метод беседы или индивидуального опроса. На основе мониторинга был составлен общий уровень празднично-игровой культуры старших дошкольников. Начальный уровень диагностики позволил наметить стратегию дальнейшего пути повышения уровня празднично – игровой культуры посредством виртуальных экскурсий Музея игрушки. Эта задача осуществлялась через работу с детьми и их родителями.

Перспективный план помог нам определить праздничные мероприятия, которые мы провели с детьми посредством виртуальных экскурсий Музея игрушки.

Так, весело и дружно мы провели совсем необычный для детей и их родителей праздник «День рождения плюшевого мишки». 27 октября в странах Скандинавии, США и Великобритании празднуют день рождения этой замечательной игрушки. Мы с ребятами решили присоединиться к этому интересному празднику и отметили его. Активными участниками стали и родители детей. В качестве подготовки к празднику домашним заданием было подготовить мини-рассказы о своем медвежонке и красочно оформить их. В группе была организована выставка плюшевых мишек, принесенных детьми из дома. Ну а мы, в свою очередь провели виртуальную экскурсию «Улыбка плюшевого мишки», включающую разнообразное содержание: историю возникновения этой игрушки, другие интересные факты о плюшевом мишке, хронику тедди – событий, знакомство с известными тедди – мишками.

Следующая виртуальная экскурсия «Рождественская сказка» посвящалась празднованию Нового года и Рождества. Ребята были приглашены непосредственно в Музей. Дети с нетерпением ждали долгожданной поездки в Музей игрушки.

Жители Сказочной страны, добрая Фея и мальчик Франческо, открыли детям волшебный мир ёлочных игрушек, познакомили с традициями празднования Нового года и Рождества в разных странах. Роли сказочных персонажей играли студенты, входящие в состав актива Музея игрушки. Дети были просто счастливы. Ведь в преддверии Нового года все склонны верить в чудеса, особенно малыши. Ребята узнали много нового и об истории елочных игрушек, познакомились с их разнообразием, оценили выставку новогодних открыток разных лет и елочек, выполненных из подручного материала в рамках конкурса, проходящего в то время в Музее игрушки под названием «Альтернативная ель».

Кульминационным моментом непосредственно стала виртуальная экскурсия «Рождественская сказка». Программа экскурсии была насыщена различными отрывками из мультфильмов, веселыми танцами, песнями, интересными историями экскурсовода, в роли которого я выступала.

В рамках празднования этих двух замечательных и всеми любимых праздников была проведена консультация для родителей на тему «Как провести Новый год в кругу семьи» (традиции празднования) и мастер – класс по изготовлению новогодних сувениров: куколки – рождественского ангела и новогодней открытки.

Не менее интересно мы отпраздновали День Святого Валентина. К этому празднику был проведен мастер-класс для детей «Валентинки». Детям были показаны различные способы изготовления открыток, которые можно сделать своими руками. Мастер-класс был интересен тем, что дети потом сами проявляли творчество, придумывали свои оригинальные открытки. Сделанные своими руками открытки дети подарили своим родителям, а некоторые девочки – своим «поклонникам». Дети были ознакомлены с историей праздника, с традициями праздника в разных странах, узнали, кто является виновником торжества и другие интересные факты, связанные с праздником.

Следующий праздник, который мы отпраздновали интересно, стала Масленица. Масленица – это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущее оживление в природе и солнечное тепло. Мы рассказали детям, что люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силу всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины. Познакомились с историей праздника, с многими потешными шутками, прибаутками, песнями, пословицами и поговорками, с обычаем печь блины, узнали рецепты блинов и многое другое.

Игры на народном празднике (обязательный атрибут праздничного веселья) – активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Масленица выступила не только своеобразным итогом проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала, но и мощным фактором положительного воздействия на их эмоциональную сферу. Это дало детям возможность проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок. Она прошла интересно и радостно, с использованием разнообразных игр.

Вместе с родителями мы провели этот интересный народный праздник: родители пекли блины, дети помогали своим родителям. Совместно с родителями дети изготовили чучело, которое мы во время развлечения сожгли, простились с зимой. Масленица – это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Имя Масленицы и носит чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках. Также как и в других проведенных праздниках, кульминационным моментом стала виртуальная экскурсия «Широкая Масленица», которая была проведена в группе детского сада.

Следующее проведенное мероприятие имело также необычное название «Праздник кукол». Мы провели беседу с детьми о куклах. Дети рассказывали о том, какие куклы они знают, ну а мы в свою очередь рассказали детям об истории кукол, когда они возникли, что существует разные виды кукол. Девочкам было дано задание принести свою любимую куклу и придумать рассказ о ней. В группе была организована выставка «Наши куклы». Также детям были показаны варианты, как можно своими руками сделать куклу – пеленашку. Именно такими куклами раньше играли наши прабабушки, бабушки, родители. В ходе виртуальной экскурсии детям были показаны фрагменты мультипликационных фильмов: «Танец кукол», «Старая игрушка», «Приключения во сне». Виртуальная экскурсия «Куклы нашего детства» явилась кульминационным моментом всего этого праздничного мероприятия.

Работая над формированием празднично-игровой культуры старших дошкольников несколько лет, и опираясь на данные теоретико-экспериментального исследования, мы пришли к выводу, что пространство Музея игрушки является своеобразной образовательной средой, которая предоставляет большие возможности для организации разнообразных мероприятий, посвященных различным праздникам, и является одним из факторов формирования празднично-игровой культуры детей шестого года жизни. Доказательство гипотезы подвело нас к необходимости создания музейно-образовательной программы, посвященной затронутой проблеме.

В настоящее время подобного рода программы проведения досуга приобрели особое значение, и детские сады нуждаются в новых формах организации и проведения праздников. Интерактивные мероприятия Музея игрушки, посвященные праздничной тематике, становятся отличным подспорьем, как воспитателям, так и родителям, заинтересованным в развитии своего ребенка.

Изучая проблему формирования празднично-игровой культуры детей средствами музейной педагогики, мы пришли к заключению, что необходимо вести систематическую работу с детьми и их родителями в данном направлении.

В результате проведенной работы с детьми, их родителями и воспитателями, мы создали несколько электронных пособий – дисков, которые успешно апробировали на практике в ДОУ. Данные разработки послужили фундаментом музейно-образовательной программы, которую мы назвали «Праздник детства начинается с игрушки».  (Приложение 1)

Программа включает в себя цикл мероприятий, посвященных таким праздникам, как Новый год и рождество (электронное пособие «Рождественская сказка») праздник плюшевого мишки (электронное пособие «Улыбка плюшевого мишки»), праздник Дракоши (электронное пособие «Дракоша и компания»). В настоящее время готовится электронное пособие «Куклы нашего детства».

Программой предусматривается непрерывная деятельность, в которой заняты как дети, так и взрослые. Это проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок и мастер - классов для детей и их родителей. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.

Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как игровое обучение, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует регулярного, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации образовательного процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом возрастает роль Музея игрушки, его огромные возможности в приобщении детей к миру музейных ценностей в виде игрушек в увлекательном пространстве праздника.

Оценивать результаты данной программы экскурсионной работы следует с позиции формирования у ребенка основ музейной и празднично - игровой культуры. Своим исследованием мы доказали, что Музей игрушки нашего колледжа выступает как образовательное пространство праздника, а программа востребована у образовательных учреждений города, так как тематика мероприятий интересна и познавательна.

Мы согласны с мнением специалистов в области музейной педагогики о том, что Музей является своеобразным «посредником», который помогает маленькому зрителю восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим. Связи эти приобретают особую значимость в наше время, когда обретение исторического наследия, русской культуры прошлых веков становится одной из главных задач формирования празднично-игровой культуры подрастающего поколения.

Таким образом, Музей игрушки благодаря виртуальным экскурсиям может стать и динамичной экспозицией, и увлекательной игрой, и местом общения и, самое главное – одним из важных условий формирования такой культуры у старших дошкольников. Совмещение традиционного просветительского подхода с инновационными музейно-педагогическими подходами проявляются в их интенсивной реализации.

Представленный опыт работы является результатом творческой работы руководителя Музея игрушки со студентами дошкольного отделения и отделения туризма. Наш Музей – открытое и доступное образовательно-воспитательное пространство, обладающее большими адаптационными возможностями. Мы глубоко убеждены, что экспонаты – игрушки и различные игрушечные атрибуты, представленные в нашем Музее, обладают большим ценностным ресурсом для формирования развития личности, как юных посетителей, так и самих студентов, задействованных в музейно-образовательном пространстве.

Список используемой литературы:
___________________

1.    Образовательная деятельность художественного музея: труды Российского центра музейной педагогики детского творчества. Вып. VII. СПб.: Гос. Рус. музей, 2002.
2.    Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – Спб., 1999. С.12
3.    Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб.: СпецЛит,1999.

<< Вернуться на предыдущую страницу